Размещено на 29.01.2018

Общественный организм и конкуренция

В предыдущем посте «Государство как организм» я провел аналогию государства (и даже любой отдельной организации) с живым организмом в плане того, что структурные подразделения соответствуют органам, а органы не должны находиться в отношениях конкуренции.

Конкуренция в природе есть, однако устроена она более продуктивно…

Природная конкуренция предназначена для улучшения породы. За это отвечает инстинкт доминирования: кто круче, у того и будет многочисленное потомство, которое вытеснит менее эффективных особей и улучшит всю породу.

В рыночной конкуренции наиболее эффективный не дает потомства, а стремится как можно дольше быть единственным и только толстеть.

Что же за механизм в природе принуждает конкурирующую особь к следованию общественной пользе?

Это сочетание трех законов:

1. Инстинкт доминирования;

2. Инстинкт продолжения рода;

3. Ограниченный срок жизни.

В рыночной конкуренции работает только первый, второй отключен, а третий слишком тормозной.

Конечно, в природе есть еще и межвидовая конкуренция, которая может приводить к исчезновению видов и перестройке экосистемы. Однако мы не можем поводить прямую параллель межвидовой системы и рыночной конкуренции: рыночная конкуренция стремится создать вид продукта, который вытеснит все другие, но не вид производителя, поскольку каждый производитель желает как можно дольше оставаться единственным на рынке.

В природе каждый организм состоит из органов, которые работают максимально слаженно и не конкурируют. Более того, наиболее важные органы продублированы — не для того, чтобы правая рука спорила с левой, а для того, чтобы вышедшая из строя рука не оставила организм без функции.

При этом ресурс пускается равно эффективно на питание обоих рук, глаз, почек.

Конкурируют между собой уже целостные организмы, лучшие из которых (наиболее приспособленные) оставляют потомство.

С природной точки зрения ситуации, когда должна быть конкуренция и когда ее быть не должно — разные, и в общественных конструкциях эти ситуации надо также различать.

Продолжение…

0

Прокомментировать

Вы должны быть авторизованы для комментирования.